В народных преданиях озеро Шульган очень часто является местом рождения чудесного коня. Так, в варианте сказания "Акхак кола" появления вожака стада Акхак кола описывается следующим образом: "К озеру Шульган в одно и то же время приходила жеребится кобылица из того табуна, что вышел из шульгановой породы - с мышиным хребтом. Люди подстерегли ее здесь, но им удалось поймать только жеребенка - кобыла обратно нырнула в озеро, но при этом жеребенок стал хромым (отсюда и его имя: "Акхак Кола" - "хромой буланый конь"). Этот то жеребенок и положил начало новому табуну".
С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания "Кунгыр буга". В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной - хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда - выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения (Котов, 1997).
Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: " .В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы . Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность".
По словам П.И. Рыжкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.
Это интересно:
АО «Косогорский металлургический завод»
Второй век разменял Косогорский металлургический завод. Вопреки возрасту «старичок» бодр и полон оптимистических планов как минимум на 17 лет .
«Стоит среди полей обнесенный стеной чугунолитейный завод с не переставая дымящимися огромными ...
История формирования рельефа
Современный рельеф области является результатом особенностей развития древней Русской платформы на протяжении длительного периода. В его формировании можно выделить три существенно различающихся периода:
1. Длительный доледниковый, в кото ...
Предмет и проблемы обучения географии
Методика обучения географии – педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения географии. В этом отношении методика обучения географии является частной дидактикой.
Общие закономерности обучения раскрываются дидактикой, ос ...