В народных преданиях озеро Шульган очень часто является местом рождения чудесного коня. Так, в варианте сказания "Акхак кола" появления вожака стада Акхак кола описывается следующим образом: "К озеру Шульган в одно и то же время приходила жеребится кобылица из того табуна, что вышел из шульгановой породы - с мышиным хребтом. Люди подстерегли ее здесь, но им удалось поймать только жеребенка - кобыла обратно нырнула в озеро, но при этом жеребенок стал хромым (отсюда и его имя: "Акхак Кола" - "хромой буланый конь"). Этот то жеребенок и положил начало новому табуну".
С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания "Кунгыр буга". В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной - хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда - выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения (Котов, 1997).
Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: " .В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы . Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность".
По словам П.И. Рыжкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.
Это интересно:
Экономико-географическая характеристика экономических районов России
Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более, что Россия отличается рядом особенностей даже по сравн ...
Новолипецкий металлургический комбинат
История металлургии на территории Липецкой области своими корнями уходит в глубь веков. Археологи и сегодня находят свидетельства древнего сыродутного производства у сел Романово, Гнилуши, Троицкое. Мощный толчок развитию металлургии на ме ...
Рыбная промышленность
По улову рыбы Северо–Западный федеральный округ занимает второе место в стране, после Дальневосточного. В округе сконцентрирован очень крупный рыболовный флот. Промысловое значение имеют Баренцево и Балтийское моя, где ведутся лов трески, ...