Когда же все-таки и по каким причинам так активно стал внедряться в умы и атласы Южный океан? Не в 1970-е и не в 1980-е. Вот примеры. На карте Антарктиды, приложенной к хорошо известному учебнику для 6-го класса В.А. Коринской, Л.Д. Прозорова, В.А. Щенева «География материков» (1980 г.), Южный океан не показан. В Географическом энциклопедическом словаре (географические названия), изданном в 1983 г., Южный океан определяется так: «условное назв. прилегающих к Антарктиде юж. частей Атлантич., Индийского и Тихого океанов, встречающееся в лит-ре; выделен в самостоят. океан в сов. Атласе Антарктики (1969)». И более о нем ни слова. В авторитетном справочнике Л.Д. Долгушина и Г.Б. Осиповой «Ледники» (1989) в разделе «Ледники Антарктики» Южный океан не фиксируется. В не менее авторитетном справочнике «Берега» (П.А. Каплин, О.К. Леонтьев, С.А. Лукьянова, Л.Г. Никифоров), вышедшем в 1991 г., Южный океан один раз появился, но как! Это глава VI «Берега Южного океана»: авторы свели в одно место описание берегов Антарктиды, а так как книга структурно состоит из глав, посвященных берегам океанов, то и назвали берега Антарктиды берегами Южного океана. Налицо уже отмеченные эгоистические побуждения — так удобнее для описания берегов Антарктиды.
Таким образом, рубежным для выделения Южного океана следует признать вовсе не 1969 г., а 1991-й: развал СССР и внедрение в умы лозунга «Всё можно!». Именно после 1991 г. вместе с ненужными фотографиями местности, людей и животных, виноградных гроздей и теплоходов, портретами ученых, диаграммами, климатограммами и изображениями старинных оптических приборов название Южный океан стало проникать в школьные атласы: возникли тяга к умозрениям и нужда проявлять научную предприимчивость, а с ней и торопливость.
Предприимчиво, доказательно и авторитетно сторонники выделения Южного океана продвигают свою идею в систему географического образования. Однако они старательно обходят два очевидных и серьезных препятствия, делая при этом вид, что их не существует:
1. Если Южный океан есть и является равноправным с другими океанами, то он должен входить в состав Мирового океана. Это значит, что за счет Южного океана площади остальных океанов уменьшатся. Это — суровая арифметика. Как решать эту задачу? Сначала выделить Южный океан, т.е. провести границы. Затем посчитать площадь оставшихся фрагментов: Атлантического, Индийского и Тихоокеанского. И вычесть площадь каждого фрагмента из соответствующей площади каждого океана. Результаты сложить. Задача довольно сложная, вдобавок должна решаться в 4-х вариантах. А сколько промежуточных вариантов можно получить? Подменить сложение и вычитание интегрированием? Видимо, на сегодняшний день это препятствие следует признать непреодолимым.
2. В нашей стране Мировой океан подразделен на четыре составляющих его океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, не просто так, а Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1935 г. Это — закон нашего государства, он действует. Его можно заменить, приняв новый, в котором и разделить Мировой океан на пять океанов. Для этого необходимо выйти в Государственную думу с проектом закона, в котором будет преодолено препятствие 1. Такой выход, на мой взгляд, просто невозможен, уже хотя бы потому, что первый вопрос к инициаторам нового закона будет: «Зачем?». Ни прямого ответа, ни толковых вариантов ответа не найдется.
Как быть? Если не делать ничего, то вслед за Южным океаном на географические карты тихой сапой проберутся и другие баснословные объекты умозрительной географии: остров Туле, Земля Санникова, Винланд, Хеллуланд, Беловодское царство, остров Буян, гора Алатырь и т.п.
Терпеливо, аргументированно объяснять ненужность Южного океана трудно и даже опасно: культура научной дискуссии в преподавательской среде не развита, и последствия личного характера проявятся немедленно.
Наверное, нужно действовать наоборот — деликатно помогать сторонникам выделения Южного океана плавно перевести его в разряд плодотворных достижений умозрительной географии (вроде Атлантиды или Эльдорадо). Пингвины, ледяные дороги, китобойная флотилия «Слава», буксировка айсбергов из Южного океана в Персидский залив, поиски таинственного входа внутрь полой Земли, загадочная антарктическая база дисколетов Третьего рейха — вот некоторые элементы такого перевода.
Думаю, что таким путем, приравняв Южный океан к умозрительно образованным географическим объектам, постепенно удастся вывести понятие «Южный океан» из обихода образовательной географии. Это надо сделать обязательно, иначе реальное описание Земли смешается с умозрительным, карты окончательно превратятся в произведения искусства: от комиксов до высоких шедевров, и наступит крах географии вообще.
Это интересно:
Геосистемы пойменных лугов крупных рек, их классификация
Поймы расположены возле рек. Но те, которые расположены на уровне реки, находятся под постоянным увлажнением . есть еще надпойменные террасы, которые находятся выше над уровнем реки, затопление там происходит очень редко(когда катострафич ...
Парагвай
Парагва́й (исп. Paraguay, гуар. Paraguáype), официальное название Респу́блика Парагва́й (исп. República del Paraguay, гуар. Tetã Paraguái) - государство в Южной Америке, не имеющее выхода к морю. ...
Франция
ФРАНЦИЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА)
- одна из крупнейших капиталистических держав и развитых государств; она расположена в западной части Европейского материка. Франция – одна из крупнейших стран современной Европы. Территория её - 552 тыс. ...