Удивительные красивые места мира

Физико-географическое районирование

Материалы » Южный океан » Физико-географическое районирование

Необходимо напомнить о том, что физико-географическое районирование осуществляется усилиями серьезных специалистов на основе анализа многочисленных условий, в том числе и физико-географических. Последний по времени пример. После распада СССР длительное время географы не знали, к каким районам отнести территории бывших республик СССР при изучении курса «Физической географии материков и океанов». Проще оказалось с Закавказьем — оно изучается теперь как часть субконтинента Переднеазиатские нагорья. Сложнее было со Средней Азией и Казахстаном. Теперь эта область за пределами России, и физико географически ее включают в субконтинент Центральная Азия, но не целиком, а в состав трех физико-географических стран: 1) равнины Туранской плиты и Прибалхашья, 2) горы и котловины Северо-Западного Китая и Средней Азии, 3) Гиндукуш-Каракорум-Памир. Понятие «Средняя Азия», таким образом, из физико-географического превратилось в исключительно страноведческое.

Так вот, такое районирование осуществляется на карте непосредственно географом, чаще — группой географов. Как правило, это маститые ученые, имеющие давно устоявшиеся взгляды и уверенные в своем праве определять и называть. Но кроме групп географов есть еще и географические школы. В группы географы объединяются явно, а вот в школы — неявно, даже не зная друг друга, и даже не зная друг о друге. Но достаточно географам при встрече обменяться несколькими фразами-суждениями, и они безошибочно узнают сторонников своей или чужой школы. Это как в авиации — «свой — чужой». В структурированной науке (а она сейчас именно такая) это опознание очень важно, так как обязательно имеет результат — от радушной улыбки и режима наибольшего благоприятствования до холодного равнодушия и даже административных мер.

Существуют ли в географической научной дисциплине «физическая география материков и океанов» школы? Да, существуют. Их две. Условно их можно назвать так: планетарники и сухопутники. Дело тут в исходной позиции, точке наблюдения. Планетарники рассматривают планету Земля раВновнимательно, выделяя как природно-территориальные комплексы, крупнейшими из которых являются материки, так и природно-аквальные комплексы, крупнейшими из которых являются океаны. Для них вся Земля единый природный комплекс, в котором все находится на своих местах, и никаких пропусков или перекрытий быть не должно. Сухопутники рассматривают планету Земля раЗновнимательно, выделяя природно-территориальные комплексы и окружающие их природно-аквальные. И для них Земля — единый природный комплекс, в котором все находится на своих местах, но опорными в нем являются ядра консолидации — материки и острова, суша, а океаны располагаются вокруг. На практике это выглядит так: планетарники изучают острова Океании в разделе «Тихий океан», так как эти острова (за исключением Новой Гвинеи) океанического происхождения, а остров Исландию — в разделе «Атлантический океан», так как этот остров является надводной частью срединно-океанического хребта; сухопутники изучают острова Океании в разделе «Австралия и Океания», а остров Исландию — в разделе «Евразия», так как эти острова — суша.

Сложились школы во второй половине ХХ в., это хорошо заметно по корректировке названия дисциплины: 1960-е годы — Физическая география частей света; 1980-е годы — Физическая география материков (с прилегающими частями океанов); 2000-е годы — Физическая география материков и океанов.

Корректировка названия отразила повышение интенсивности использования Мирового океана, накопление о нем большого количества сведений и переосмысление его роли в жизни человечества. Отношение к этим переменам географов было неодинаковым. Планетарники — это по большей части представители педагогических вузов, они вынуждены постоянно следить за изменениями в образовательных стандартах, обновлять курсы в соответствии с практическими требованиями к подготовке учителей, готовиться к проверкам. «Над ними» много структур, «под ними» школа, они быстрее реагируют на новое. А новое — это постоянное изучение океанов, однако же, и строгое следование ГОСТам, программам, инструкциям и прочим нормативам. Для планетарников Южный океан — искусственное, условное образование. Раз уж надо — можно упомянуть, непременно при этом указав на проблемы выделения. Сухопутники, как правило, представители университетов, они более теоретики, нежели практики, они опираются не на нормативы, а на концепции и авторитеты. Они недоверчивы, консервативны, а поэтому не торопятся, сохраняя взгляд на океаны как нечто вторичное, дополнительное, имеющее смысл лишь как вода вокруг суши. Для них Южный океан — нормальный океан, омывающий сушу, — почему бы и нет? Понятно, что идеи умозрительной географии изначально милее сухопутникам. (Еще есть преподаватели, которые не думают, а, увидев в атласе надпись Южный океан, повторяют ее, исходя из соображений демонстрации собственной эрудиции, — в статье речь не о них.)

Это интересно:

Здравоохранение
Для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края функционируют 42 муниципальных учреждения здравоохранения. На базе городских больниц работают 12 краевых специализированных центров и ...

Не переместить ли столицу?
Главной проблемой Токио, обострявшей все остальные проблемы, долгое время был не поддающийся регулированию рост его населения. Вплоть до недавних пор население японской столицы ежегодно увеличивалось на четверть миллиона человек и 100 тыс ...

Экономические связи
В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают д ...

Разделы



Copyright © 2008-2024 - All Rights Reserved - www.wonderlook.ru
Чудесные, знаменитые места в мире, самые красивые, известные сооружения.