Удивительные красивые места мира

Особенности изучения материала о Прикаспийском регионе в школьной программе по географии

Материалы » Проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов Прикаспия » Особенности изучения материала о Прикаспийском регионе в школьной программе по географии

Изучив собранный из разных источников материал о Прикаспийском регионе, я решила изучить материал о регионе в школьной программе по географии. Для этого я ознакомилась со школьной программой и учебниками 8 и 9 классов, где изучают географию Казахстана.

В учебнике 8 класса нет отдельного параграфа, посвященного Прикаспийскому региону, но в других разделах дается краткая физико-географическая характеристика.

Так, в начале учебника в истории географических исследований территории Казахстана такие ученые как Геродот, Страбон, Птолемей в своих трудах дают нам первоначальные географические сведения о Каспийском море.

В разделе «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана» описывается древняя Восточно-Европейская платформа, на которой расположена Прикаспийская низменность, а также показаны карты тектоническая, геологическая и рельеф Казахстана. На них можно посмотреть какие структуры соответствуют региону. Наиболее полное описание рельефа дается в параграфе «Равнины Казахстана», где целый абзац посвящен Прикаспийской низменности. Прочитав этот абзац, можно сделать вывод, что рельеф низменности однообразен. Она сложена морскими и речными отложениями (пески, глины, ил). Здесь больше всего обширных плоских глинистых равнин и песчаных массивов – Нарын, Батпайсагыр, Бозанай, Каракумы и другие.

Говоря о полезных ископаемых, то здесь отмечены крупные месторождения нефти и газа, которые расположены в Прикаспийском регионе.

В разделе «Климат Казахстана» дается общая информация по всему Казахстану, поэтому, внимательно ознакомившись с материалом учебника и проанализировав климатические карты можно самим сделать выводы о климате Прикаспия.

В следующем разделе «Внутренние воды Казахстана» есть один параграф «Каспийское море». Здесь описывается местоположение моря, рельеф дна, климат, гидрологические особенности, животный мир и его хозяйственное значение.

Так как растительный и животный мир Казахстана очень разнообразен, то в учебнике описываются некоторые виды, но здесь отмечены куланы, джейраны, сурки, которые обитают в зоне пустынь и полупустынь.

Наиболее подробно можно рассмотреть флору и фауну Прикаспийского региона в разделе «Природные зоны Казахстана. Зона пустынь и полупустынь».

Во II части учебника «Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана» целый параграф посвящен Восточно-Европейской равнине. Здесь дается ее краткая характеристика: географическое положение, рельеф и геологическое строение, полезные ископаемые, климат, реки и озера, природные зоны, растительный и животный мир. Это материал служит как бы обобщающим по все пройденным темам.

В последней части учебника «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана» есть абзац, посвященный экологическим проблемам Каспийского моря.

Просмотрев материал учебника, я сделала вывод, что информации для изучения физической географии Казахстана много. Но я думаю, что для настоящего учителя, который желает расширить кругозор учащихся, необходим дополнительный интересный материал для изучения какой-либо темы.

Я разработала урок на тему: «Каспийское море» и «Восточно-Европейская равнина» с применением наглядного материала.

На уроке «Восточно-Европейская равнина» для изучения нового материала я применила презентацию.

Целью моего урока было формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.

На уроке будут рассмотрены: географическое положение, геологическое строение и рельеф, климат, внутренние воды равнины.

Основными задачами на уроке будут:

Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;

Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником;

Развивать умения анализировать карты и делать выводы;

Создать условия для формирования устойчивого интереса к географии Казахстана.

На уроке «Каспийское море» я применила метод блок-схемы. Дети должны по ходу изучения нового материала нарисовать схему региона, нанести границы моря, отметить государства, граничащие с ним, три части котловины и их глубины, месторождение нефти, газа, соли и т.д.

Я думаю, что такая схема поможет учащимся лучше освоить новый материал.

Это интересно:

Соседи Португалии
Расположена между 42°9’ и 36°58’ северной широты и 6°11’ и 9°30’ западной долготы. Граничит с Испанией на севере и востоке, на западе и юге омывается водами Атлантического океана. Берега низкие, песчаные, слабо изрезанные, в районе устьев ...

Понятие о содержании географического образования
Содержание школьной географии (географического образования) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т.д.), интеллектуальных и практических умений и навыков, а также опыта тво ...

Национальный состав Украины
На данный момент на территории Украины проживают представители свыше 130 этнических групп. Все послевоенные переписи населения, за исключением последней, фиксировали постоянное уменьшение доли украинцев в составе населения Украины и увели ...

Разделы



Copyright © 2008-2020 - All Rights Reserved - www.wonderlook.ru
Чудесные, знаменитые места в мире, самые красивые, известные сооружения.